О классе Микро — Microclass.ru

Ленинградский Экспериментальный Завод Спортивного Судостроения Лэзсс

ЛЭЗСС (Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения) — предприятие по ленинградским масштабам и небольшое и молодое: оно ведет свою историю с начала 30-х годов, когда рядом с нынешним яхт-клубом ДСО «Водник», на берегу Средней Невки, начала работать шлюпочная мастерская ОСВОДа. Однако справедливости ради нужно отметить, что мастерская эта возникла не на «пустом месте», а по соседству с бывшей верфью Петербургского речного яхт-клуба, — ведущей, если не единственной, в России верфи, специализировавшейся на постройке парусных яхт.

Вскоре после открытия шлюпочную мастерскую переименовали и она стала называться верфью «Спортсудостроитель».

Как бы там ни было, в предвоенные годы строили здесь фофаны для парков культуры и городских прокатных станций, лодки для академической гребли, иногда и яхты, а кроме того со все большим размахом изготовляли самый различный спортивный инвентарь и даже мебель.

Большой заслугой мастеров этой верфи была постройка в 1932— 1935 гг. серии крупных крейсерских яхт — четырех парусно-моторных гафельных кэчей водоизмещением по 38 т. Первые две яхты — «Ударник» и «Пионер» сразу же после спуска на воду летом 1934 г. ушли в нелегкое 7000-километровое плавание вокруг Скандинавии, которое продолжалось 65 суток. В дальнейшем эти крейсера ходили в Швецию, Финляндию и Данию, по внутренним путям на Белое море. На них воспитано целое поколение яхтсменов, будущих моряков. В годы Великой Отечественной войны все четыре яхты несли патрульную службу в Невской губе. Две из них после войны были восстановлены, а «Стахановец» (ныне «Россия») и до сих пор находится в строю — служит учебным судном ДСПШ общества «Труд».

В дни блокады Ленинграда большинство рабочих верфи ушло на фронт. Оставшиеся работали на оборону — ремонтировали деревянные боевые катера, делали ящики для мин и снарядов, волокуши для станковых пулеметов. В заводском архиве как реликвии тех лет хранятся рабочие чертежи этой военной продукции.

Важнейшей вехой в послевоенной истории ЛЭЗСС считается 1961 год, когда предприятие получило сегодняшнее название, производство было четко ориентировано на выпуск в Основном спортивных судов и спортинвентаря и переведено в новые просторные цеха, расположенные в другом конце города — у Уткиной заводи, на Охте. Эти места, кстати говоря, тесно связаны с историей судостроения. Здесь в петровские времена селились «привычные к судовой работе» мастера-плотники, собранные со всех концов страны; их руками на партикулярной верфи (против Летнего сада на Фонтанке) и на Охте строились первые яхты для потешного «Невского флота», буера, швертботы и «прочия новоманерные суда»...

Источник: www.barque.ru