Судостроение в Тюмени
В русских летописях XVI века Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки», «низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тысяч человек.
В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Широкое развитие получили кузнечное, колокольное, мыловаренное производства. Тюмень славилась производством мебели и других изделий из дерева. К началу XIX века Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности. В 1836 году в
Тюмени был спущен первый в Сибири пароход. Город становится одной из крупнейших в России баз речного судостроения. Экономическое значение Тюмени с развитием пароходства и с постройкой в 1885 году железной дороги возросло. В 1913-м в Обь-Иртышском бассейне ходило 191 паровое судно, 135 из которых были собраны в Тюмени. Развивались лесная, рыбная, консервная промышленность, ковроткацкое производство, гужевой транспорт. Хозяйственное значение Тюмени возросло со строительством в 1912 году железной дороги на Омск. В Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов, в том числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и другие предприятия. Промышленный рост Тюмени отрезал жилую застройку от берегов Туры и предопределил линейный характер развития города в направлении западных окраин и на юго-восток – к железной дороге.
В империи Тюмень была также и крупным перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири.