История Байкала. Судостроение // Гольдфарб С.И. «Мир Байкала

Судостроение в Иркутской Области

Судостроение / Сентябрь 13, 2022

Судостроение в Иркутской губернии стало развиваться одно­временно с русским освоением территории. К началу XVIII в. оно превратилось в самостоятельную отрасль хозяйства. В те годы основ­ными путями сообщения были реки, поэтому приходилось строить много небольших судов — лодок, дощанок, каюков и др.

Много сплавных судов строилось в бассейне Лены. Этому спо­собствовало промышленное освоение золотых приисков в Лено-Ви­тимском районе с середины XIX в.

В начале XX в. выделилось несколько районов судостроения, действующих и поныне. Здесь сформировались местные кадры судо­строителей. На Лене судостроительные верфи возникли в Качуге, Жигалове и Усть-Куте; на Ангаре — в Иркутске; на Байкале — в Листвянке и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ).

По своему назначению суда разделялись на транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские, буксирные), промыс­ловые (рыболовные), технические (дноуглубительные, плаву­чие краны) и специальные (пожарные, ледоколы, паромы).

Кроме того, по способу перемещения суда делились на самоход­ные и несамоходные. В свою очередь самоходные суда по типу двигате­ля разделялись на парусные, паровые (с паровой машиной) и дизель­ные. Примерно до середины 1930-х гг. 90 % самоходного флота имело паровые машины. К середине 1950-х гг. более половины судов оснасти­ли дизельными двигателями, более легкими, экономичными, быстро­ходными. Сейчас почти все суда — электроходы (с дизельным двигате­лем, оснащенным электрической передачей на гребные винты).

Корпуса судов могли быть деревянными или металлическими. Стальные корпуса легче, прочнее и долговечнее, чем деревянные. Затраты мощности на их перемещение меньше. В довоенный период было много деревянных судов. В настоящее время все суда являются металлическими. Исключение составляют лишь небольшие рыбацкие лодки и карбасы.

Источник: irkipedia.ru