Судостроение в Иркутской Области
Судостроение в Иркутской губернии стало развиваться одновременно с русским освоением территории. К началу XVIII в. оно превратилось в самостоятельную отрасль хозяйства. В те годы основными путями сообщения были реки, поэтому приходилось строить много небольших судов — лодок, дощанок, каюков и др.
Много сплавных судов строилось в бассейне Лены. Этому способствовало промышленное освоение золотых приисков в Лено-Витимском районе с середины XIX в.
В начале XX в. выделилось несколько районов судостроения, действующих и поныне. Здесь сформировались местные кадры судостроителей. На Лене судостроительные верфи возникли в Качуге, Жигалове и Усть-Куте; на Ангаре — в Иркутске; на Байкале — в Листвянке и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ).
По своему назначению суда разделялись на транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские, буксирные), промысловые (рыболовные), технические (дноуглубительные, плавучие краны) и специальные (пожарные, ледоколы, паромы).
Кроме того, по способу перемещения суда делились на самоходные и несамоходные. В свою очередь самоходные суда по типу двигателя разделялись на парусные, паровые (с паровой машиной) и дизельные. Примерно до середины 1930-х гг. 90 % самоходного флота имело паровые машины. К середине 1950-х гг. более половины судов оснастили дизельными двигателями, более легкими, экономичными, быстроходными. Сейчас почти все суда — электроходы (с дизельным двигателем, оснащенным электрической передачей на гребные винты).
Корпуса судов могли быть деревянными или металлическими. Стальные корпуса легче, прочнее и долговечнее, чем деревянные. Затраты мощности на их перемещение меньше. В довоенный период было много деревянных судов. В настоящее время все суда являются металлическими. Исключение составляют лишь небольшие рыбацкие лодки и карбасы.