Судостроение в Древнем Китае
Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
Арабское судостроение в наши дни хорошо известно, хотя оно берет свое начало с незапамятных времен. Суда, строившиеся еще во времена египетских пирамид, и сегодня можно встретить в водах Индийского океана. Моряки - все немножечко консерваторы. Но этот консерватизм вполне оправдан. Если появилась надежная конструкция, проверенная на прочность океанскими штормами, она прочно входит в повседневную жизнь и может тиражироваться на протяжении многих веков. Когда арабские мореходы покинули уютный берег и вышли в открытое море - сегодня не скажет никто, давно это было; здесь они ни в чем не уступают китайским морякам. Мы не будем заниматься неблагодарным делом - поиском ответа на вопросы из серии "кто, где и когда был первым". Посмотрим лучше, как морские походы отважных мореплавателей нашли свое отражение в сказках из "Тысячи и одной ночи".
Древние арабские мореплаватели немало постранствовали по свету, прежде чем в VIII веке сформировался собирательный образ арабских купцов - Синдбад-мореход; "синдхупати" - властелин моря. Уже тогда происходили морские сражения, приносившие победителям немалую прибыль, поскольку побежденные должны были выплачивать победителям солидную контрибуцию. Доподлинно известно, что уже в VII веке арабы имели военно-морской флот. Арабские военные моряки, кроме жалования, в случае победы, получали четыре пятых от всей добычи. Экипаж арабского военного судна "бариджа" (в переводе - "несущее крепость") состоял из 45 воинов. Известны также арабская "харрака" ("испепеляющая") и "шаланди" - гребное судно, предназначенное, по-видимому, для набеговых операций. Длина судов доходила до 60 м, а ширина - до 10 м; "шаланди" принимала на борт до 600 воинов; а арабский "гураб" ("ворон") имел на борту 170 гребцов.
Самбук
Были у арабов и суда, относившиеся, как бы мы сегодня сказали, к вспомогательному флоту. Так, "ушари" предназначались для разгрузки морских торговых судов на рейде мелководных портов, по нашим понятиям это лихтеры. Название произошло от слова "ушр" - так называлась таможенная пошлина, составлявшая десятую часть стоимости находящегося на борту груза. Плавучая мастерская в составе эскадры судов военного флота называлась "хаммаля". Если еще вспомнить тот факт, что рисовую водку также изобрели арабы, то их заслуги перед человечеством станут весьма заметными. В частности, японские портовые власти предпочитали брать портовые сборы с арабских купцов рисовой водкой. Сосуд, в котором она хранилась, назывался "мару". Впоследствии к названию судов торгового флота стали добавлять это слово; например, "Токио мару". Если же в названии фигурирует только "Токио", то судно принадлежит японскому ВМФ.