О поморском судостроении. (Статья Конькова Николая Леонидовича

Судостроение Статья

Судостроение / Ноябрь 2, 2020

Текст
научной работы на тему "Кораблестроение и судостроение России: обеспечение конкурентоспособности и перспективы". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

УДК 338.2 : 629.5 (045)
Кораблестроение и судостроение России: обеспечение конкурентоспособности и перспективы
А.М. Ершов
Технологический факультет МГТУ, кафедра технологии пищевых производств
Аннотация. В работе исследовано современное состояние корабле- и судостроения в России, выделены проблемы судоходных компаний и судостроительных заводов, рассмотрены тенденции развития корабле- и судостроения в России.
Abstract. The paper considers the modern state of shipbuilding in Russia, the problems of ship companies and shipbuilding facilities have been analyzed, the tendency of shipbuilding development in the country has been shown.
1. Введение
Нынешнее положение России в мировой экономике, а также опыт становления экономик развитых стран демонстрируют единственно возможный путь развития, ведущий к повышению конкурентоспособности страны в мировой экономике, - инновационный. Инновации являются фактором повышения конкурентоспособности предприятий, а значит и стран в глобальной мировой экономике, которая все больше характеризуется приобретением черт инновационной среды, связанной с разработкой и внедрением инноваций во всех сферах деятельности. Инновации определяют не только темпы экономического роста, но и, что особенно важно, качественные параметры этого роста.
2. Современное состояние корабле- и судостроения в России
Россия - одна из ведущих морских держав мира. Для обеспечения российского флота современной военно-морской техникой, гражданскими судами новых поколений необходимо иметь собственное конкурентоспособное кораблестроение и судостроение. В последнее время в мире преобладают тенденции к интеграции гражданской и военной промышленности. Принципиально изменилась политическая и военно-стратегическая обстановка, предопределяющая необходимость развития кораблестроения и судостроения с применением двойных технологий в целях оборонной, экономической и продовольственной безопасности страны.
В действительности эксперты справедливо указывают на растущий разрыв между военным и гражданским судостроением в России. Если кораблестроение как-то сохраняет свои позиции за счет государственного оборонного заказа и экспортных контрактов (правда, лишь по отдельным направлениям), то в гражданском судостроении положение выглядит намного хуже. По данным Правительства Российской Федерации, лишь 5.6 % судов, закупленных российскими компаниями за последнее десятилетие, было построено на отечественных верфях. При этом объем перевозок водным транспортом постоянно увеличивается. Ожидается, что с 2008 г. потребность России в новых судах будет исчисляться цифрой, существенно превышающей 2 млрд долларов в год.

Источник: cyberleninka.ru