Судостроение Определение
Виктор Олерский: «Судостроение – такая отрасль, которая требует совершенствования. Период в пять-десять лет не такой большой для одной верфи, но даже за это время многие заводы добились значительных результатов в качестве и сроках. Я бы сравнил судостроителей с героями социалистического труда – они и приводят в порядок верфь, и выращивают команду, и параллельно с этим бегают за заказами»
Развитие отечественного судостроения, ориентированного на гражданские заказы, становится одной из приоритетных задач для российской промышленности. О проблемах местных корабелов и их бизнес-заказчиков, о конкуренции с иностранными судостроителями, значении Северногоморского пути, а также перспективах петербургских портов «Эксперту Северо-Запад» рассказал заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.
– Из каких приоритетов Минтранс исходит при развитии гражданского судостроения?
– К текущим приоритетам я бы отнес строительство рыбопромысловых судов. По- правки в закон «О рыболовстве», вводящие «квоты под киль», недавно были утверждены Советом Федерации. Они устанавливают некоторые правила игры, под которые рыбаки будут формулировать свой заказ для верфей. На первом этапе возможный объем заказа – 35 единиц крупнотоннажного флота, что в денежном выражении составляет более 2 млрд рублей. Это немало с учетом того, что суда сложные и мы их никогда не строили. Поэтому для наших верфей это будет челлендж.
– Какие предприятия могут взять на себя эти заказы? И не помешает ли им высокий уровень загрузки?
– По определению в стране есть несколько неплохих заводов. Например, «Окская судоверфь», «Красное Сормово», которые могли бы построить такие суда, но выпадают из этого перечня по причине ограничений водоизмещения. В связи с этим верфи Северо- Запада получают преимущество. Прежде всего, я бы выделил Выборгский судостроительный завод, который способен строить рыбопромысловые суда. Это, кстати, подтверждают оценки рыбаков. Приложив усилия, необходимые суда могли бы построить завод «Янтарь» в Калининграде, «Северная верфь». Но если сравнивать их с Выборгским заводом, то их возможности на ступень ниже. Правда, всем перечисленным заводам сейчас есть чем заниматься. В принципе, любой завод, который способен нормально строить суда, сейчас занят, а заводы, которые не загружены, продолжают бегать за заказами. Такой замкнутый круг получается. Как минимум, такая ситуация будет сохраняться до 2020 года, пока есть значительный объем военных заказов. Тем не менее, Выборгский завод не- давно заключил контракт на постройку пяти единиц рыбопромыслового флота.