Судостроение Финляндии
Судостроение, производство морской техники и оборудования традиционно являются одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики Финляндии.
По экспертным оценкам Ассоциации морской промышленности страны, на долю Финляндии приходится около 1% мирового рынка судостроения. Финская сторона особое внимание уделяет специализации отрасли, в частности строительству круизных лайнеров, автопассажирских паромов, ледоколов и судов ледового класса многофункционального использования, других типов судов специального назначения, нефтегазодобывающих платформ, а также проектированию и проведению НИОКР в области арктического судостроения. Это позволяет Финляндии конкурировать в высокотехнологичных секторах мирового рынка судостроения. Доля страны в мировом производстве пассажирских судов и паромов составляет около 20%, а в проектировании и производстве ледоколов и судов ледового класса - почти 60%.
По данным Ассоциации морской промышленности Финляндии, в морской промышленности страны занято около 20 тыс. человек, работающих в более чем 500 компаниях. При этом, по экспертным оценкам, количество работников, занятых непосредственно в производственных доках, составляет около 3 тыс. человек. Годовой оборот отрасли составляет около 6 млрд.евро, а доля экспорта превышает 90%.
Сложившаяся в отрасли к концу 2012 года кризисная ситуация с финансированием новых заказов на крупнейших верфях страны вызвала необходимость структурных преобразований в судостроении. Организованная решением Министерства занятости и экономики Финляндии экспертная рабочая группа подготовила в 2013 году доклад «Морская промышленность-2020», в котором было оценено влияние структурных преобразований в отрасли как на экономику страны в целом, так и на регионы, связанные с судостроением, на краткосрочную и долгосрочную перспективы. В докладе были представлены предложения по модернизации морской промышленности, повышению её конкурентоспособности и мерам государственной поддержки развития отрасли, была поставлена задача превратить Финляндию в лидера в сфере арктической морской промышленности.
В 2014 году в отрасли произошли структурные преобразования, которые затронули все крупнейшие судоверфи страны. В настоящее время можно констатировать, что наиболее трудный за последнее десятилетие период в финском судостроении преодолен и в 2014-15 годах наблюдался значительный рост заказов на новые суда.
Учитывая важность судостроительной промышленности для экономики страны, в целях поддержания её конкурентоспособности и привлечения инвестиций Правительство Финляндии стремится стимулировать дальнейшее развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в судостроении...