Советское Судостроение
Итоги 2015 года в российском судостроении оказались, мягко говоря, провальными. По сравнению с годом предыдущим общий тоннаж построенных судов рухнул на 54% и составил около 200 тыс. тонн. Помимо вполне прогнозируемого и понятного спада, впервые за многие годы было введено в строй меньше гражданских судов, чем военных. Да и в 2016 году, судя по всему, эта тенденция сохранится. Если не произойдет ничего кардинального, то на отечественных верфях построят 90 кораблей по заказу Минобороны, и только 80 — для гражданских нужд.
С другой стороны, если взглянуть на наше прошлое, нечто подобное было уже не раз, но всегда отрасль возрождалось. Старт российского судостроения начался во времена Петра I и охватывал период с 1682 по 1725 год. Усилия царя-реформатора привели к быстрому развитию военно-морского флота России, однако затем последовал затяжной период нарастания технологического отставания. Ситуация для нашей страны стала критической с появлением на Западе броненосцев. Попытка усилить свой флот за счет импорта паровых машин и бронированных кораблей, заказанных на зарубежных верфях, оказалась политически ошибочной.
Но всё изменилось в 1864 году, когда в стране появились броненосцы собственного производства. Достаточно быстро современный русский флот был полностью построен на верфях в Санкт-Петербурге, во Владивостоке, в Николаеве и в Крыму. В частности, на Севастопольском судостроительном заводе, который был основан Русским обществом пароходства и торговли, на воду спустили унифицированные военные корабли — «Чесма» и «Синоп».