Развитие Российского Судостроения
Текст
научной работы на тему "Современное состояние и перспективы развития судостроения в России". Научная статья по специальности "Судостроение"
ББК 65.305.424.4 (2Рос)
Е. И. Александрова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
Развитию судостроительной отрасли в последнее время уделяется большое внимание со стороны руководства страны. Министр торговли и промышленности Виктор Христенко на правительственном совещании под председательством Владимира Путина сообщил, что Правительство РФ намерено вплотную заняться развитием отечественного судостроения с тем, чтобы удвоить объемы производства отрасли к 2015 г.
Основной производственный потенциал всей отрасли находится в настоящее время не в лучшем состоянии. Одна из причин - это отсутствие государственной поддержки отрасли. Не секрет, что судостроительная отрасль является стратегически важной для любой страны. Российская сулостроительная промышленность в настоящее время практически отсутствует на мировом рынке гражданских судов, проигрывая не только азиатским гигантам - Китаю, Корее и Тайваню, но и таким странам, как Украина, Хорватия или Вьетнам. К сожалению, доля России на мировом рынке представлена лишь 1-2 %, что объясняется в первую очередь отставанием по таким важным экономическим показателям, как сроки изготовления судов и кораблей и их стоимость. Наиболее острые проблемы, стоящие перед судостроительной отраслью, вызваны уменьшением объема инвестиций, приведшим к резкому снижению коэффициента обновления основных фондов и увеличению их изношенности. Инфраструктурные проблемы, такие как рост цен на энергоносители, металл, комплектующие и т. д., повлекли за собой увеличение стоимости заказов на строительство судов [1].
Переход отечественной судостроительной промышленности к работе в условиях рыночной экономики оказался сложным и болезненным процессом, который вызвал ломку привычных управленческих структур и взаимоотношений как между предприятиями отрасли и заказчиками, так и между судостроительными заводами и предприятиями других отраслей, поставляющими сырье и комплектующие изделия для судостроения. Система пятилетнего планирования строительства судов и плавсооружений, функционировавшая более 70 лет, обеспечивала предприятиям отрасли практически полную загрузку с конкретным указанием количества судов того или иного назначения. Строительство судов практически полностью финансировалось из госбюджета. Суда, строившиеся на заводах отрасли, были предназначены главным образом для удовлетворения потребностей рынка страны. Отсутствие конкуренции не способствовало разработке новых проектов судов, а также созданию и применению на судах нового, комплектующего оборудования, отвечающего современным требованиям. После отказа от централизованного планирования и госбюджетного финансирования в связи с переходом к рыночной экономике у отечественных судостроительных предприятий...