Малотоннажное модульное судостроение

Модульное Судостроение

Судостроение / Сентябрь 8, 2023

В более отдаленной перспективе, и это прописано в программе военного кораблестроения до 2050 года, принцип модульности в судостроении рассматривается как наиболее перспективный. В первую очередь, для сокращения типоряда используемых судов, разработки унифицированных конструктивных платформ, на базе которых будут создаваться корабли различного назначения.

Модульность в квадрате

Многофункциональные катера проекта 23370 — первые и пока единственные вспомогательные суда ВМФ, созданные по модульному принципу. Конструктивно такие суда состоят из блок-модулей высокого насыщения, которые соединяются в единый комплекс на достроечной площадке, максимально приближенной к месту последующей эксплуатации катеров.

Таким образом, более оптимально распределяется загрузка производственных мощностей, экономится моторесурс механизмов катера на перегоне. Не всегда большому судостроительному заводу, ориентированному на производство больших судов, выгодно заниматься малотоннажным флотом, поэтому зачастую этот тип судов у крупных предприятий остается на втором плане.

Многофункциональный модульный катер "СМК-2094" пр.23370 для подводно-технических работ / "Кампо", ОАО


Достройка модульного судна может проводиться на любой площадке, где есть крановое оборудование, без привлечения судостроительных мощностей. Доставляться готовые блок-модули к достроечной площадке могут любым видом транспорта, преимущественно используется автомобильный транспорт. При этом габариты блок-модулей укладываются в установленные ПДД нормы. Это модульность конструктивная. Но есть еще модульность функциональная. По сути, катер проекта 23370 — это платформа, которую можно комплектовать любым специальным оборудованием.

Например, катера поисково-спасательного обеспечения проекта 23370 для ВМФ имеют два исполнения: для подводно-технических работ (ПТР) и для аварийно-спасательных групп (АСГ). На катере ПТР установлены 20-футовый контейнер с водолазным комплексом и 10-футовый контейнер с аварийно-спасательным имуществом, а на катере АСГ — 20-футовый контейнер со снаряжением и оборудованием для аварийно-спасательных групп.

Водолазный комплекс КВК-23370М: слева - барокамера БКД-120Т, справа - пост управления барокамерой / "Кампо", ОАО


Если заказчику необходимо иное исполнение катера, в таких же контейнерах может быть укомплектовано не только спасательное и противопожарное оборудование, но и оборудование для проведения экологического мониторинга, медицинская или иная необходимая техника. Поскольку контейнеры являются съемными, их можно переустанавливать и на другие плавсредства, либо использовать катер без установленных контейнеров для перевозки крупногабаритных грузов, техники, людей. Применение такого подхода позволяет получить готовое судно нового назначения без переработки проектной документации самого катера в сравнительно короткие сроки. Доказательство тезиса — 12 работающих катеров, средний срок постройки которых составил девять месяцев.

Быстрее, сильнее и больше

На двух флотах — Черноморском и Балтийском — и в составе Каспийской флотилии уже работают, в общей сложности, 12 катеров проекта 23370. По той же модульной технологии "КАМПО" спроектировало и поставило для нужд ВМФ пять модульных плавучих комплексов базирования (МПКБ) в составе плавпричалов, которые строятся из транспортабельных понтонов. Плавпричалы могут многократно собираться и разбираться при помощи оригинальных быстроразъемных соединений "Дуплекс" собственной разработки АО "КАМПО".

Спуск спасательной шлюпки с помощью гидравлического крана-манипулятора / "Кампо", ОАО


Предприятие совместно с петербургским КБ "Квартет СПб" разработало новый катер-катамаран проекта 23370М с улучшенными характеристиками. В рамках госконтракта построен первый многофунк циональный модульный катер проекта 23370М — "СМК-2176", который в 2016 году вошел в состав Северного флота. В 2017 и 2018 годах ещё два катера проекта 23370М будут построены для Тихоокеанского флота. Новые катера имеют большее водоизмещение (140 т против 120 т у прошлой модификации), большую габаритную длину (24, 2 м против 20 м) и более высокую скорость полного хода — до 13 узлов.

Изменилось и техническое оснащение катера. На катерах проекта 23370М установлен усовершенствованный, по сравнению с предыдущим проектом, контейнерный водолазный комплекс КВК 23370М. Водолазный комплекс КВК-23370М состоит из двух съемных контейнерных модулей МКВ-20 (на базе 20-футового контейнера) и МКВ-10 (на базе 10-футового контейнера).

Источник: www.korabel.ru