Бронзовый Крепеж для Судостроения
Обзор технологий шитья в судостроении северной Европы
См. также:
коллекцию фотографий стежков разных судов и
последовательность операций при шитье
Шитье судна в Лапландии. Виньетка из книги Олауса Магнуса 1539-55гг. Вица или иной шовный материал показаны сильно преувеличенными по размерам и толщине. | Саамский судостроитель шьет лодку оленьими жилами. С титульного листа книги Шеффера 'История Лапландии' 1674г. Мастер натягивает шовный материал зубами. |
Наборные деревянные суда человек научился строить еще в те времена, когда металлический гвоздь был своего рода драгоценностью, выплавка металлов делала тогда свои первые шаги. Поэтому в судостроении изначально применялась технология, напоминающая сшивание ткани нитками - обшивка делалась внакрой, в перекрывающихся краях досок сверлился ряд отверстий, сквозь которые доски сшивались. "Нитками" могли служить самые разные материалы - длинные корни некоторых деревьев, вица, пеньковая или лыковая веревка, даже оленьи жилы. Подобные технологии были распространены по всему земному шару - от Тихого и Индийского океанов, (в некоторых районах Индии они дожили до наших дней, фирма "Mahasagar boats" может по заказу клиента изготовить традиционное каноэ, шитое бечевой из кокосовых волокон. см. также судосторение в Гоа ), до средиземноморья и северной Европы. Ладья фараона Хеопса имела веревочные связки, найденные на озере Неми небольшие древнеримские лодки были шиты пеньковой веревкой. Древнейшие находки в Европе - лодки из Ферриби в Англии, ~1300 год до н.э., и Хьортспринга, Дания, ~250 год до н.э., связаны вицей и шиты корнями.