Центр Речного Судостроения
Россия все активнее осваивает акватории северных морей и Северного Ледовитого океана. А это значит, что необходимо в кратчайшие сроки решать множество технических и технологических задач, связанных с плаванием в водах, насыщенных льдами, и строительством там же различных гидротехнических сооружений. Этим и занимается Крыловский государственный научный центр - один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования.
Генеральный директор Крыловского научного центра Владимир Никитин убежден, что сегодня основные проблемы развития отечественной морской техники сосредоточены в области разработки новых арктических технологий. Этого требует и обеспечение присутствия Вооруженных сил России в Арктике, и освоение природных ресурсов шельфа арктических морей, и интенсификация судоходства в акватории Северного морского пути. Все это напрямую связано с обеспечением национальной безопасности нашей страны. Реализовать это невозможно без кораблей, судов и морской техники арктического класса. О том, какие задачи в этом направлении решены, а что еще предстоит решить, наш разговор с доктором технических наук, профессором Владимиром Никитиным.
Владимир Семенович, в процессе строительства новейших атомных ледоколов российские судостроители столкнулись с проблемами, вызванными введением режима санкций. В частности, был закрыт доступ к закупкам некоторых судовых систем. Удалось ли решить эти проблемы?
Владимир Никитин: Сейчас ведется строительство серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220 нового поколения. Изначально действительно предполагалось, что на них будет установлена французская система электродвижения фирмы Converteam. Но затем ее собственником стал американский концерн General Eleсtric, запретивший поставку этого оборудования на российские ледоколы. Филиалу Крыловского научного центра - ЦНИИ СЭТ удалось не только создать целую линейку уникального электротехнического оборудования для нового ледокола, но и осуществить полномасштабную опытно-конструкторскую разработку, результаты которой превзошли французский аналог.
Для головного ЛК-60 оборудование в полном объеме уже изготовлено и поставлено на Балтийский завод. По остальным судам идет плановая работа.
Наши специалисты уже приступили к разработке системы электродвижения для атомного ледокола "Лидер" мощностью 120 МВт.
Сегодня возглавляемая Крыловским научным центром кооперация в состоянии обеспечить создание систем электродвижения большой мощности, которые не уступают лучшим зарубежным аналогам.