Сообщение История Судостроения
История отечественного судостроения и судоремонта неразрывно связана с историей России, непростой и славной историей российского флота. Её колыбелью, «началом начал» на самом высоком, государственном уровне 320 лет тому назад стало относительно небольшое поселение на территории нынешнего Соломбальского округа.
Хотелось бы стразу сказать об уникальности этого памятного события. За долгие годы в общественном сознании укоренилось и вошло в обиход понятие, что корабелы Соломбалы – это прежде всего два завода – СРЗ «Красная Кузница» и 176 судоремонтный завод. Справедливости ради надо сказать, что вопрос первородства до сих пор оспаривается, как правило, ветеранами заводов. Впрочем, в настоящее время значение этот спор имеет только для историков. Но в том-то и дело, что по замыслу царя Петра Великого начиналось всё как единый судостроительный и судоремонтный комплекс, а уж потом «история внесла свои коррективы». Проследим кратко, как это было.
Почти 430 лет назад на берегу Северной Двины основан город Архангельск – первый морской порт России, ворота в Арктику, где ещё до «петровской эпохи» поморы уже были знакомы с традициями европейского судостроения, судоремонта и судовождения. Говоря современным языком, царю оставалось сделать государственный заказ на Российский флот. В 1693 году Пётр I заложил в нашем городе Соломбальскую государственную верфь и наказал архангельскому воеводе Фёдору Матвеевичу Апраксину построить здесь военный корабль к следующей навигации. Через год был произведён спуск на воду первенца русского флота – корабля «Святой Павел». Так было положено начало отечественному судостроению.
В 1701 году на базе Соломбальской верфи и с присоединением к ней ещё двух верфей было образовано Архангельское (Соломбальское) Адмиралтейство. В середине ХVIII века в нём для ремонта подводной части кораблей был сооружён первый сухой док.
В 1773-1774 гг. на территории завода были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и т.д. В 1823 году построены здание деревообделочной мастерской и кузница. Первое использовалось и как плаз, для чего имело большие окна, начинавшиеся с уровня земли.