Судостроение и судоходство - Сделано у нас

Экспериментальное Судостроение

Судостроение / Январь 27, 2020

Изучение проблем древнего судоходства представляет собой отдельное направление в морской или гидроархеологии. Первоначально для этого используются письменные документы и изучаются топонимы на судоходных трассах. Позднее начинают привлекаться археологические признаки, указывающие на функционирование водных путей: 1) наличие на их побережье находок импортов и иностранных монет, 2) существование на водных путях укрепленных пунктов и сторожевых постов, контролировавших продвижение по ним, 3) наличие археологических памятников в ключевых точках пути (порожистые участки, места смены условий плавания), 4) частично островной характер расселения в рамках одной культуры, с приуроченностью зон оседлости к трассе пути, 5) находки судовых деталей в археологических слоях прибрежных поселений и в погребениях. В последнее время перспективным направлением в изучении средневекового судоходства стало моделирование плаваний с использованием различных типов судов, включая копии древних — представляющие собой реконструкции археологических находок. Это позволяет не только определить оптимальные типы плавсредств и скорость движения их на отдельных участках пути, но и лучше понять взаимосвязь размещения археологических памятников с существовавшей в древности системой судоходства.

В историографии уже длительное время продолжается дискуссия о типах судов, плававших по Балтике и внутренним водным системам, связанным с ней. По мнению шведского археолога Э. Нюлена, большие корабли викингов типа Гокстадского и Усебергского использовались для Атлантического плавания, на Балтике же применялись плавсредства типа «море—река», которые должны были легко и быстро передвигаться как на веслах, так и под парусом, без особых затруднений переволакиваться через водоразделы и при этом иметь достаточные размеры и грузоподъемность для морского плавания. К таким судам исследователь отнес судно, обнаруженное в озере Тингтаде на Готланде, с размерами 8 м в длину и 2 м в ширину. Датский ученый О. Крумлии-Педерсен полагает, что суда, проходившие из Швеции через русские реки в Византию, были легкие...

Источник: www.bibliotekar.ru