Центр Судостроения Японии
Реформа судостроительной отрасли России буксует. Сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов привело к сложному экономическому положению почти всех судостроительных заводов в стране и значительному удорожанию продукции
Чуть более 20 лет назад российское судостроение было одним из самых развитых в мире. Только для Военно-морского флота ежегодно строилось до 50 подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения. В области гражданского судостроения страна входила в первую десятку в мире. Со стапелей каждый год спускали морские транспортные суда общим дедвейтом до 550 тыс. тонн. Выпускались промысловые корабли общей мощностью главных двигателей около 100 тыс. кВт. Увы, в настоящее время строятся единицы некрупных кораблей и судов, а в области гражданского судостроения по общему дедвейту заказанных судов Россия занимает долю примерно 0, 6% суммарного объема заказов трех лидеров мирового судостроения – Японии, Южной Кореи и Китая.
В течение почти 20 лет государственная политика в судостроительной промышленности была направлена главным образом на поддержание отрасли для создания продукции в интересах национальной обороны. Наработанный прежде отечественный научно-технический и технологический потенциал в области гражданского судостроения, да и военного кораблестроения, замер. В то же время развитие судостроения за рубежом шло нарастающими темпами. Этому способствовала в том числе низкая конкурентоспособность российского судостроения. Отечественные судовладельцы, преследуя экономическую выгоду, большую часть новых судов за последние десятилетия заказали и построили на зарубежных верфях. По данным генерального директора ЗАО «ЦНИИМФ» Сергея Буянова, в прошлом году темпы роста отрасли снизились даже по сравнению с 2012-м.